Здравствуйте! Нужна ли нашему искусству цензура? – один из главных вопросов, который уже давно повис в воздухе медийного пространства. Одни считают, что цензура необходима, что она расчистит грязь в культуре и убережёт зрителя, особенно, юного от модных трендов и веяний. Другие же выступают против неё и считают, что искусство должно быть свободным. Обсудим.
Лия Ахеджакова, Гоша Куценко
Дорогие читатели, мы с вами обсуждали цензуру несколько раз на канале, но я скажу вам честно, что не могу никак сам для себя решить какая позиция мне более близка. Вопрос настолько спорный и важный, что я хочу поговорить с вами ещё раз. Очень прошу вас написать свои мысли в комментариях, а я поделюсь с вами своими. И, как всегда, напоминаю, что я никому не навязываю своё мнение.
Ещё когда я учился в театральном вузе и мы делали самостоятельные отрывки, нам говорили мастера, что у каждого артиста обязана быть самоцензура. Некоторые из нас выбирали весьма спорный материал, который мог содержать откровенные сцены, насилие, грубую лексику и т.д. А мастера смотрели на это и хватались за голову, краснея. Я и сам показывал отрывок из Ю. О’Нила «Любовь под вязами» с очень страстной сценой вместе с однокурсницей Машей Шумаковой, и некоторые педагоги говорили нам, что мы перебрали с откровенностью. Самоцензура – это, конечно, хорошо, она должна быть, но без старшего товарища, педагога, режиссёра, закона или проверяющего органа она, порой, не работает. Артиста может обуять порыв вдохновения или страсти и самоценз уходит на дальний план. Но с проверяющими органами куча вопросов.
Кирилл Серебренников получает «Золотую маску»
Насколько они компетентны, не субъективны ли, нет ли предвзятого отношения к конкретным артистам, неподкупны ли они и как, вообще, можно оценивать искусство? Я смотрю на спектакли, отмеченные «Золотой маской», в которых есть мат, обнажёнка, открытая пропаганда нетрадиционных взглядов, откровенные намёки на действующую власть и многое другое. А более невинные вещи запрещаются, блокируются и отменяются. Я не могу понять нужна ли цензура, пока она работает выборочно и «своим» разрешает всё. Если посмотреть парочку спектаклей Богомолова, Серебренникова, Боякова и других новаторов, то возникает куча вопросов к министерству культуры и прокуратуре. Но следственный комитет не проверяет эти спектакли, он проверяет «Первый хлеб» с Ахеджаковой, где куда меньше всего выше перечисленного. А в театр «Док» и вовсе приходил наряд Росгвардии, выключали электричество в здании и выгоняли зрителей из-за жалоб какой-то общественной организации. При этом, спектакль был совершенно безобидным.
Возможно, в идеальном мире, где цензура работает, как надо и действительно защищает детей от недетского контента и шока, я был бы за неё. Но у нас она совершенно не работает. У меня складывается впечатление, что под видом цензуры просто убирают неугодных и конкурентов тех, у кого есть влиятельные друзья. И я совершенно не против того, чтобы блокировали и запрещали спектакли, фильмы и прочие творения, которые нарушают закон, которые действительно вредят и не несут ничего, кроме грязи и пошлости. Но если творение талантливо и интересно куче людей, пусть оно и содержит ненормативную лексику, откровенные сцены и прочие 18+ элементы, то зачем его запрещать? Нужно просто сделать так, чтобы его увидели только желающие. Нужно ограничить доступ детям и предупреждать на афишах большими буквами: «Только для взрослых».
Лия Ахеджакова на премии «Звезда театрала»
А получается, что пошлые постановки и фильмы, поставленные, кстати, за государственные деньги, в которых присутствует вся палитра эталонного западного новаторства, получают «Маски» и считаются искусством, рекламируются и продаются за огромные деньги. А другие, порой, точно такие же творения отменяются, их создатели сужаются и штрафуются. Логики мало, поэтому институт цензуры не может работать. И из-за этого накаляется обстановка в театральном и киношном мире. На недавней премии «Звезда театрала» Лия Ахеджакова разразилась пламенной речью о положении дел в искусстве. (Посмотрите, в интернете есть). Но суть та же, о чём я писал выше. К кому-то приходит с проверкой СК, кому-то присваивают звание иноагента, а кто-то живёт припеваюче и делает, что хочет. Не во всём я с ней согласен, сам был на её спектакле, в котором углядели оскорбление ветеранов. Правда, я видел уже исправленную версию, но сам спектакль плох и скучен.
Нужно ли запрещать такой спектакль? На мой взгляд, нет. Но предупреждать зрителя, что там есть откровенные сцены, грубости, что это экспериментальная работа. Тогда предупреждённые будут понимать для себя – стоит им это смотреть или нет. Большинство претензий сразу отвалится, если заранее раскрывать все карты. А то читаешь описания спектаклей, и в половине случаев – натыкаешься на обман. Да, продажи упадут, но это будет честно по отношению к зрителю. Ахеджакова говорит, что отвечает за этот спектакль и за свою работу. Но она, похоже, не отвечает за пиар команду «Современника», которая обманывает зрителя и продаёт билеты на «тонкую и чувственную историю об одинокой старушке».
Гошу Куценко заблокировали в Инстаграм
Недавно аккаунт Гоши Куценко навсегда заблокировали в одной соц.сети. Заблокировали за то, что он выложил картинку с шуткой о меньшинствах. Гоша часто выкладывал смешные картинки и вот – дошутился. Он потерял аккаунт с миллионной аудиторией, а следовательно – рекламодателей и контракты. Но если посмотреть на соседей по площадке, например, Инстасамка, Моргенштерн и других, то, опять-таки, цензура работает ну уж очень выборочно. Да даже наши «звёзды» шоу-бизнеса иногда выкладывают такое, от чего волосы встают дыбом. А сколько там инфоцыган с обманывающими курсами, мата и прочего «вредного» контента. Эх, не работает цензура.
И главный вопрос – как заставить её работать? Кто должен проверять фильмы, спектакли, музыку, шутки и прочее на соответствие правилам? Да и кто может нормально сформулировать эти правила? Такая цензура точно губительна. Она часто отсеивает действительно хорошее, а дурное пропускает. Да и почему кто-то должен за меня решать что мне смотреть, а что нет? Или всё-таки нужна цензура? Дорогие читатели, напишите, пожалуйста, что вы об этом думаете, мне очень важно узнать ваше мнение.
Спасибо за ваши отметки «мне нравится». Удачи вам, здоровья и только правды!
Автор: Сергей Марочкин
До встречи!
Source credit: https://pulse.mail.ru/article/plamennaya-rech-ahedzhakovoj-blokirovka-kucenko-i-eschyo-nemnogo-o-cenzure-5890706281896823966-4034074981957380561/