Здравствуйте! Чулпан Хаматова сыграла свой первый спектакль в рижском театре. Критики и зрители пишут, что зрелище это было весьма странным и специфичным. Хаматова одна на сцене полтора часа показывала все аспекты истерики, провела «обряд экзорцизма» с портретом российского президента, а в конце не было аплодисментов.
Чулпан Хаматова в спектакле «Пост скриптум». Рижский театр, режиссёр Алвис Херманис
Дорогие читатели, я понимаю что эта тема не всем интересна, что очень частый комментарий – уехали и ладно. Да и политические темы – явно не мой конёк. Но я хочу поговорить о театре и о том как актёры часто оказываются в заложниках у режиссёров. Давайте представим гипотетическую ситуацию: актриса по какой-то причине больше не может играть на родных сценах, и давний друг предлагает ей работу в другой стране. Но из-за того что выбора у неё почти нет, он буквально заставляет её вытворять аморальные вещи на сцене, оправдывая ситуацией и актуальностью. Таких случаев было много. Но может ли актёр спорить с режиссёром или он только покорный исполнитель?
Актёр, на мой взгляд, обязан быть личностью и привносить в каждую роль что-то от себя. Он должен оправдывать поступки своих героев, пропускать их через себя и даже в самом зле искать светлые нотки. А если указы режиссёра противоречат твоим внутренним ценностям и нормам морали, то либо поговорить с режиссёром и найти компромисс, либо найти для себя в его задачах свои мотивы и обыграть их по-своему, не ломая замысел, либо отказаться. Нельзя наступать себе на горло и покорно выполнять всё, что просят. Это путь в никуда. И именно это происходит с Чулпан Хаматовой.
Чулпан Хаматова
Она сама говорила в интервью, что ей пользуются, заставляя выступать на митингах и говорить то, о чём она на самом деле не думает. А теперь она служит в рижском театре у режиссера Херманиса, который ставил с ней спектакли в Москве, и исполняет очень странные команды. На днях случился её дебют на европейской сцене. Хаматова сыграла моноспектакль по Достоевскому, в котором намешано всё «актуальное»: тема слабости и рабства русского народа, слабости нашего человека, зависимости от власти, неумение делать выбор и очень много о нынешних событиях. Сам спектакль, разумеется, я не видел, но я посмотрел кусочки видео в сети, рекламные материалы и почитал несколько критических статей и отзывов.
Чулпан Хаматова прекрасная актриса, но в этом спектакле она выдаёт какую-то истерику, существует топорно и наигранно, визжит, кричит, скачет и показывает себя в весьма невыгодном свете. Возможно, именно этого и добивался Херманис, показывая его видение русской души. Да, театр должен говорить о насущных проблемах, но он не должен быть пропагандой. Он должен ставить вопросы, а не навязывать своё мнение, как единственно верное. А проводя обряд экзорцизма над президентом России в спектакле, находясь в разваленной хрущёвке, обставленной иконами, и вереща – посыл произведения так и кричит об одном: там слабые враги. И вы знаете – я полностью за то, чтобы человек мог говорить всё, что думает о политике, о событиях вокруг нас и имел право уехать, если он не согласен.
Алвис Херманис и его новая актриса рижской труппы
Да даже о чиновниках и власти он, на мой взгляд, имеет право высказываться, ведь они слуги народа и живут на налоги. Но нельзя оскорблять свой народ, нельзя всех своих зрителей очернять под одной гребёнкой. И не важно как – назвать своих зрителей м@&)ками, как Андрей Макаревич, или показать в спектакле сирых и убогих соотечественников, как Хаматова – этого не должно быть. Народ – это и есть Россия, а не кто-то там ещё, по моему мнению. Я далеко не со всем согласен из того, что делает власть, часто пишу о проблемах культуры, о чиновниках, которые их допускают. Но разве народ (зритель) виноват в том, что в театре сейчас творится не пойми что?
Все слова Хаматовой о том, что ей пользуются и что она заложница обстоятельств – это лишь слова. На мой взгляд, как только актёр выходит в пошлом спектакле, рекламирует с экранов кредитную кабалу или играет в произведении с политическим высказыванием, он полностью соглашается с тем, что делает. Меня так учили мастера – не быть пластилином и не снимать с себя ответственность, говоря, мол, меня режиссёр заставил. Я не осуждаю Хаматову и, вообще, никого не осуждаю (не имею права). Возможно, она искренне верит в посыл этого спектакля. Но ругая именно народ, который её кормил много лет, она ставит себя на одну позицию с теми, против кого она выступает.
После спектакля не было аплодисментов. По словам критиков, зрителя попросили не аплодировать и тихо уходить. Другие пишут, что зрители сами не хлопали. В интервью Хаматова сказала, что зарабатывает на своей новой работе 800 евро в месяц. Это не сравнится с её доходами в России. Думаю, это только начало. Актриса она, повторюсь, прекрасная и может быть востребована везде. Главное нести культуру, а не углубляться в политическую игру. Многие наши артисты давным – давно выступают на мировых сценах и несут культуру, являясь гордостью и мировым достоянием. А играя в политику, есть риск остаться лишь марионеткой, потеряв в себе актрису или актёра.
А вы что думаете?
Многие говорят о предательстве, обвиняют Хаматову. Уехать, по моему мнению, не предательство. Играть в другой стране – тоже не предательство. Высказываться о власти – не предательство. А вот оскорблять народ – это уже оно.
Дорогие мои, напоминаю, что высказываю своё мнение и никому его не навязываю. Ваши мысли мне очень интересны и я жду их в комментариях.
Ещё очень прошу вас подписать на мой Телеграм – канал. К тому же, в Телеграме мы можем общаться более свободно, там более душевная атмосфера. Я провожу там прямые эфиры, отвечаю на ваши вопросы и всегда на связи. Спасибо!
Удачи вам, здоровья и только правды!
Автор: Сергей Марочкин
До встречи!
Source credit: https://pulse.mail.ru/article/malenkaya-zarplata-otsutstvie-aplodismentov-i-razgovory-o-predatelstve-o-debyute-chulpan-hamatovoj-v-rizhskom-teatre-5890706281896823966-527106895217041540/