В середине 1960-х годов в Москве было создано “Экспериментальное творческое объединение”, которым руководили Георгий Чухрай и Владимир Познер (отец телеведущего Познера). В своем “ЭТО” они старались снимать кино по новым экономическим принципам, не “освоить бюджет”, а создавать хорошие фильмы, грамотно расходуя средства, без фиктивной отчетности. Пару лет спустя Чухрай и Познер, вдохновившись успехом “Неуловимых Мстителей”, задумали снять фильм в духе американских “вестернов”, но чтобы действие происходило на востоке. Предполагалось, что снимать фильм будет Андрей Кончаловский, при участии которого был написан первый вариант сценария. Однако, этот вариант не понравился Познеру и Чухраю, а сам Кончаловский вскоре бросил проект ради экранизации “Дворянского гнезда”. Начались поиски нового режиссера, в числе кандидатов были Андрей Тарковский (!) и Юрий Чулюкин (“Девчата”). К тому времени уже был сценарий под рабочим названием “Спасите гарем”, основанный на воспоминаниях участников гражданской войны. Его написали Валентин Ежов и Руслан Ибрагимбеков. Наконец, на должность режиссера был утвержден Владимир Мотыль, который тоже сначала отказывался, не веря, что фильм по такому неоднозначному сценарию вообще разрешат снимать. Однако, бедственное материальное положение заставило его все-таки решиться.
Подобрать актеров, как и режиссера, тоже было непросто. На роль Сухова утвердили Георгия Юматова. Накануне первого же съемочного дня он напился и подрался. Похожая история повторилась пару лет спустя, во время съемок “Офицеров”. Тогда Юматова все-таки оставили, но Мотыль поступил по-другому. Пускать актера в кадр с синяками на лице было невозможно. На съемки срочно вызвали Анатолия Кузнецова, который пробовался, но сначала не был утвержден. На роль жены Сухова Мотыль пригласил телевизионного редактора Галину Лучай. Она сначала отказывалась, но потом согласилась. Петруху могли сыграть Савелий Крамаров, Юрий Чернов (Сыромятников из “Доживем до понедельника”), но выбрали Николая Годовикова, который был даже совсем не актером (но снялся у Мотыля в “Жене, Женечке и “катюше”). Абдуллу должен был играть Отар Коберидзе (он был старше и опытнее), но Кахи Кавсадзе на пробах так отважно сел на коня, хотя делал это первый раз в жизни, что Мотыль утвердил его. Роль Абдуллы озвучивал Михаил Волков, так как у самого Кавсадзе грузинский акцент. На роль Саида Мотыль позвал Спартака Мишулина, которого знал по работе в Омском драмтеатре. Что же касается жен Абдуллы, их играли самые разные женщины, далекие от кинематографии, кроме Татьяны Ткач (возлюбленная Фокса из “Места встречи изменить нельзя”) – искусствовед, инженер. А в паранджах вообще во многих эпизодах были задействованы местные солдаты, так как бегать в жару по пустыне женщинам было тяжело. Татьяну Федотову на роль Гюльчатай нашли в балетном училище. Ни до, ни после она не снималась в кино.
Снимать фильм было очень тяжело. Бюджет был небольшим – 650 000 рублей. Ассистенты режиссера были людьми неопытными, не хватало техники, оборудования. “Белое солнце пустыни” снимали в Ленинградской области (сцены с Екатериной Матвеевной), Дагестане, Таджикистане и Туркмении. Труднее всего пришлось Павлу Луспекаеву, игравшему Верещагина без пальцев обеих ступней. Но он мужественно решил играть без трости, без дублеров, а его роль была существенно расширена, и даже имя таможенника изменили на Павел вместо Александра. К сожалению, съемки подорвали и без того хрупкое здоровье Луспекаева. Меньше чем через 2 года он скоропостижно скончался.
И все-таки главные трудности поджидали картину на стадии монтажа. По требованию цензуры в нее было внесено множество правок. Финал “Белого солнца пустыни” по задумке режиссера выглядел совсем иначе. Сухов и Абдулла сначала пытались убить друг друга на баркасе, затем упали в воду и продолжили борьбу там. В схватке оба были ранены: но Сухова ранило в плечо, а Абдуллу смертельно. Из последних сил Абдулла доплыл до берега, вставал на ноги, шатаясь, шел на Сухова, не доходил всего лишь нескольких метров до красноармейца и замертво падал на землю. Сухов тоже выбирался на берег, раненый. И жены, вместо того чтобы помочь раненому Сухову, бегут оплакивать мертвого мужа, который несколько часов назад готов был их всех перестрелять. Ну, а жена Верещагина сходит с ума от горя, пытаясь расчистить заброшенные железнодорожные рельсы от песка, чтобы пришел поезд и увез ее отюда.
Мотыль все это порезал, но комиссия не успокоилась. Кромсать фильм дальше режиссер отказался, и его положили на полку. Ну, а дальше вы знаете. “Белое солнце пустыни” случайно посмотрел Леонид Ильич Брежнев, и очень удивился, почему кино еще не на экранах. Правда, генсека смутило, что в песне Удача – “госпожа”, а не “товарищ”, но это детали. Впрочем, фильм получил только вторую прокатную категорию, его не показывали во многих центральных кинотеатрах. Поэтому и занял только 7-е место в советском кинопрокате 1969 года. На первом оказалась “Бриллиантовая рука”.
К сожалению, многих актеров, игравших в “Белом солнце пустыни”, с нами уже нет.
Анатолий Кузнецов (товарищ Сухов) – умер в 2014 году, в 83 года.
Николай Годовиков (Петруха) – умер в 2017 году, в 67 лет.
Кахи Кавсадзе (Абдулла) – умер в 2021 году, в 85 лет.
Спартак Мишулин (Саид) – умер в 2005 году, в 78 лет.
Павел Луспекаев (Верещагин) – умер в 1970 году, в 42 года.
Раиса Куркина (жена Верещагина) – 94 года. Живет в Москве.
Татьяна Федотова (Гюльчатай) – 71 год. Живет в Тверской области