Как снимали “Ворошиловский стрелок”, почему Говорухин изменил финал фильма, и кого из актеров с нами уже нет

Станислав Говорухин, безусловно, был одним из самых блистательных отечественных кинорежиссеров. Я бы выделил три его великие работы. Прежде всего, это “Место встречи изменить нельзя” и “Десять негритят“. Советская школа кинематографа вообще была одной из лучших в мире. Но вот третий фильм сняли уже в пост-советскую эпоху. Он называется “Ворошиловский стрелок”. Из проходной, в общем-то, повести Виктора Пронина Говорухин сделал киношедевр.

Кстати говоря, повесть Пронина была частично основана на реальных событиях, но о них как-нибудь в другой раз. Станиславу Сергеевичу было особенно обидно за старшее поколение, больше всего пострадавшее из-за развала СССР. Поскольку Говорухин был депутатом Государственной Думы, фильм нужно было снять в сжатые сроки, буквально за 2 – 3 месяца (во время думских каникул). И вот, летом 1998 года съемочная группа отправилась в город Калуга.

В одном из домиков жил участковый Подберезкий. Скрин с Яндекс-панорам 2019 года

Любопытно, что сыгравшая главную роль Анна Синякина не училась на актрису. Как вы помните, до этого в эпизодах Говорухин часто задействовал непрофессиональных актеров. Ну, например, официантка Марианна в “Место встречи изменить нельзя”. В 1999 году Синякина училась в музыкальном училище имени Гнесиных, а актерский факультет РАТИ закончила только через пять лет после “Ворошиловского стрелка”. Но у Анны уже был небольшой опыт в кино – у Карена Шахназарова в “Дне полнолуния”.

Станислав Говорухин снял пробы с нескольких претенденток (одной из них была ныне покойная певица Юлия Началова), но не мог выбрать лучшую, и позвал Михаила Ульянова. Тот тоже не сразу остановился на Синякиной, но в конце концов все-таки указал на ее фото, хотя и сомневался. Самого Ульянова Говорухин с самого начала видел в роли старика. Хотя Георгий Жженов тоже очень хотел сыграть в фильме. Но режиссер посчитал, что лучше Ульянова никто не сможет показать всю силу характера главного героя. Фактически, он “тянул” на себе всю картину. У самого Михаила Александровича была внучка, поэтому, он очень хорошо понимал старика Афонина.

До начала съемок Илья Древнов (Вадим) не играл в кино. Марат Башаров успел сняться в эпизодах в “Утомленных солнцем” и “Сибирском цирюльнике”, а Алексей Макаров в крохотной роли цыгана в сериале “На углу, у Патриарших”. Примечательно, что и Башаров в сцене с бутылкой шампанского, и Макаров с взорвавшимся БМВ играли сами, хотя Говорухин предлагал прибегнуть к услугам дублеров. Кстати говоря, после фильма криминальную троицу узнавали на улицах, отворачивались или оскорбляли. Хорошо, хоть дело не дошло до рукоприкладства, как с Алексеем Полуяном после роли в “Грузе-200”.

Но все-таки все трое были актерами, хотя недостаток опыта периодически сказывался. Например, в самом начале работы над фильмом, Говорухин сказал отвернувшемуся Макарову: “Ты видишь камеру? Так вот, и она тебя не видит“. В самой трагической сцене фильма Древнова хотели снять с голой спиной, но он наотрез отказался. А во время съемок ассистентки режиссера дергали его за ноги, потому что Илья не мог одновременно и двигаться, и произносить текст. Кстати, Синякину в этой сцене заменила дублерша. Анне тогда было всего 16 лет, и она очень стеснялась.

Во время съемок Михаил Ульянов много общался с Синякиной, обучал актерскому мастерству и давал разные мудрые советы – мол, кино снимут, а тебе дальше жить. На какое-то время Анна даже поверила, что Михаил Александрович ее настоящий дедушка. Еще одним непрофессиональным актером в фильме стал политик, депутат Госдумы Владимир Семаго. Но на мой взгляд, он-то как раз справился со своей ролью просто блестяще. Попадание в образ следователя – пошляка и циника получилось буквально стопроцентным.

Как вы знаете, великий русский режиссер Алексей Балабанов часто снимал в своих фильмах непрофессиональных актеров, а многие интерьерные сцены “Кочегара” были вообще сняты в квартире Балабанова, причем по сюжету это – разные квартиры, а на самом деле была одна и та же. Трудно найти более непохожих друг на друга режиссеров, чем Говорухин и Балабанов, тем удивительнее, что “Ворошиловский стрелок” тоже снимали почти без декораций, в обычных квартирах, которые специально арендовали для съемок. В уличных сценах играли простые люди, а шахматистов (приятелей старика Афонина) – актеры Калужского драматического театра.

Кстати говоря, героини Ирины Розановой (матери Кати) вообще нет в повести Пронина. Помните “Москва слезам не верит”? Задушевных подруг Катерину, Люду и Тосю Валентин Черных “списал” со своих теток – сестер матери. А персонажа Розановой сценарист Александр Бородянский придумал в процессе работы над сценарием “Ворошиловского стрелка” – вспомнил одну из своих знакомых “челночниц”.

“Ворошиловский стрелок” получился блестящей картиной, одной из самых остросюжетных и драматичных в творчестве Говорухина. К сожалению, после съемок грянул дефолт, и гонорары тех участников, которые не успели поменять рубли на доллары, просто сгорели. Впрочем, фильм был малобюджетным, много молодых актеров, которым выплатили скромные суммы. Фильм так и не вышел на экраны кинотеатров, но его показали по телевизору, и критики обрушились на Говорухина – дескать, он оправдывает и романтизирует самосуд. Впрочем, создатели “Ворошиловского стрелка” как раз-таки говорили о том, что нужно жить так, чтобы самосуд не требовался. А для этого стране требуются перемены.

В повести Виктора Пронина полковник Пашутин серьезно ранен после выстрела своего сына. Говорухин изменил финал, и согласно сценарию герой Пороховщикова должен был погибнуть. По мнению актера, это стало бы справедливым возмездием за совершенные деяния. Но по просьбе консультантов фильма из милиции, режиссер все-таки оставил полковника в живых. На мой взгляд, получилось намного удачнее, чем если бы Пашутин погиб – все-таки, фильм оставляет после просмотра довольно светлые, хотя и противоречивые впечатления, а полковник уже и так достаточно наказан. А вот Пороховщикову такое решение не понравилось, он даже на премьеру не пришел. Хотя сыграл-то блестяще.

Как сложились судьбы актеров после выхода на экраны “Ворошиловского стрелка”?

Михаил Ульянов (Афонин) – умер в 2007 году, в 79 лет.

Анна Синякина (Катя) – 41 год, играет в театре, почти не снимается в кино, разочаровавшись в современных режиссерах (после работы с Говорухиным это неудивительно)

Ирина Розанова (мама Кати) – 61 лет, снимается в огромном количестве фильмов

Алексей Макаров (Чуханов) – 50 лет, много играет в кино. У меня была знакомая, которая лично знала Алексея Макарова, она рассказывала, что он очень хороший и добрый человек

Марат Башаров (Зворыгин) – 47 лет, много играет в кино, ведет популярную передачу “Битва экстрасенсов”

Илья Древнов (Пашутин) – 44 года, был женат на известной актрисе Марии Порошиной, очень редко снимается в кино

Александр Пороховщиков (полковник Пашутин) – умер в 2012 году, в 73 года

Сергей Гармаш (капитан Кашаев) – 63 года, играет в театре “Современник” и периодически в кино

Владислав Галкин (участковый Подберезкин) – умер в 2010 году, в 38 лет

Вячеслав Голоднов (Славик Скарлатина) – умер в 2021 году, в 72 года

Если вам понравилась статья, обязательно поставьте лайк и подпишите на канал!

Source credit: https://pulse.mail.ru/article/kak-snimali-voroshilovskij-strelok-pochemu-govoruhin-izmenil-final-filma-i-kogo-iz-akterov-s-nami-uzhe-net-6350199040006683092-2817522888039771845/

Leave a Reply

Your email address will not be published. Required fields are marked *